Будучи от рождения деревенским жителем, не избалованным
чудесами городской цивилизации, всегда спокойно относился к рубленым избам
нашего глухого селеньица, затерявшегося меж вековых кедрачей в глухой сибирской
тайге. В том смысле, что не вызывали у меня никакого любопытства, а тем более
священного трепета эти немудреные строения, которые поднимали всем миром, лишь
иногда приглашая лихую плотницкую бригаду из города Ишим. Ну стоят избы… Кровля
тесовая, наличники резные. А то, что крыша без единого гвоздя сделана и притом
ни капли дождя не пропускает, так этим кого в наших таежных краях можно было
удивить? Это воспринималось как само собой разумеющееся. Гвозди-то денег стоили
(и по нашим деревенским меркам – немалых), к тому же имели свойство быстро
ржаветь. Без них как-то лучше получалось. Первое потрясение от русского
деревянного зодчества ваш покорный слуга испытал где-то в начале 80-х годов
прошлого века. Дело было уже на российском Северо-Западе, в древнем Новгороде,
где посчастливилось участвовать в археологических раскопках под руководством
самого академика Валентина Лаврентьевича Янина. Он стал первым человеком,
который раскрыл мне глаза на то, что русский деревянный дом – это много больше,
чем просто дом. Это, если хотите, настоящий шедевр, выпестованный умелыми
плотницкими руками на основе (позволю себе цитату из Янина) векового опыта
предков.
Новгородские хоромы и сибирскому крестьянину впору
Что же случилось в Новгороде? Чтобы до культурного слоя
добраться, приходилось метра на три-четыре в землю закапываться. Зарывшись в
грунт, словно кроты в нору, наткнулись мы на остатки сруба. Весь черный (там
грунтовые воды просачивались), но бревно – как каменное. Когда Янин отлучился,
я (в нарушение неписаных законов археологии) несколько раз саданул со всей силы
по срубу остро заточенным топором – он отскакивал, как резиновый! А сруб-то
точно такой же, как у нас в деревне: бревна-венцы собраны горизонтально, по
углам связаны врубками с небольшими выпусками (такой способ «в обло»
называется). Копаем дальше. И натыкаемся на короткую иссиня-черную доску.
Тщательно расчищаем ее совками и щеткой, достаем на свет божий из ямы…
Наличник! Точнее, часть наличника. А на ней вырезано широкое круглое солнышко –
почти такое же, какое украшало наличники наших деревенских изб. Только с той
разницей, что древний наличник был сработан в те славные времена, когда звонил
новгородский вечевой колокол, а у нас – за тридевять земель от Новгорода –
нечто подобное вырезали, аккурат когда Никита Сергеевич задумал всю Сибирь
кукурузой засеять. Как тут не удивиться?!
Именно с той поры деревянный дом предстал мне совершенно в
новом свете. С одной стороны, это удобное, комфортное, надежное жилище,
роднящее человека с природой, с другой – это нечто неповторимо-индивидуальное.
«Посмотрите на самые бедные крестьянские избы: вы не найдете двух одинаковых! А
купеческие дома? А культовые сооружения из дерева – храмы и часовни? В каждой из
них своя изюминка, в каждой чувствуется рука мастера!» – вразумлял нас во время
коротких перекуров академик Янин и сетовал, что под напором безликого
строительного шаблона уходят вековые традиции. Мнение ученого расходилось с
генеральной линией правящей партии, но таков уж был Валентин Лаврентьевич –
резал правду-матку.
--------------------------------------------------------------------------------
Дерево на Руси считалось символом красоты, величия и жизненных сил. Первые примитивные деревянные постройки появились на Северо-Западе России еще в верхнем палеолите – за 7–6 тысяч лет до нашей эры. В дальнейшем, по мере совершенствования орудий труда и развития мифологических воззрений, дерево стало не только основным строительным материалом, но и приобрело множество религиозно-культовых значений – к нему стали относиться как к живому существу, дающему тепло, кров и богатство.
--------------------------------------------------------------------------------
Едешь по центральной полосе России, смотришь на череду
ширпотребовских домов, сработанных по единому госплановскому шаблону, на Урале
– все то же самое… Изредка где-нибудь в глубинке попадется дом-игрушка,
напоминающий о тех временах, когда в строительство деревянного дома вкладывали
не только талант, но и душу – и снова, как солдаты в шеренге, стоят типовые,
безликие, скучные строения, жить в которых, конечно, можно, но… Не то, все не
то!
Курица, которая не несет яйца
Истинное наслаждение от деревянного зодчества в те годы я
получил разве что в музее под открытым небом в Костромской области, неподалеку
от Ипатьевского монастыря. Вот где искусство домостроения представлено во всей
красе!
Простая изба бедного крестьянина – сруб из мелких бревен,
крытый соломой. Сбоку пристроен небольшой скотный двор, фасад оживлен тремя
оконцами. А вот пример того, как рубили избы-двойни на севере центральной
полосы: стоят два разных по величине сруба, перекрытых двускатной кровлей.
Большой сруб служил собственно жилой избой, меньшее помещение предназначалось
для отдыха в летнее время. Скотный двор избы-двойни сделан в два яруса и
соединен с основными помещениями «мостом». Усадьбу окружает внушительный
бревенчатый забор с калиткой и въездными воротами, массивность которых не
позволяет усомниться в том, что за ними жил основательный хозяин, «домовитый»,
как говорили на Руси....
Фантастически талантливы были русские плотники! Сейчас над
проектом деревянного дома, если человек хочет жить в действительно хорошем
доме, работают архитектор, дизайнер, строители, ландшафтный дизайнер, наконец.
Они не просто создают и реализуют проект, они изначально «вписывают» дом в
окружающее пространство, чтобы он слился с природой, стал ее частью. И это
абсолютно правильно, из этого и исходили предки, когда ставили дома. Что
касается плотницкой бригады, мужики тоже вначале «щупали глазом землю»,
смотрели: как будет лучше? И получалось нечто! Стоит, скажем, деревня на
высоком берегу реки. Как это можно обыграть в деревянном домостроении? Сложить
стандартную избу? Нет! Дом ставили задней стеной к реке и пристраивали к этой
стене балкончик и небольшую, как бы мы сейчас сказали, галерею: во-первых, для
приятного времяпрепровождения, во-вторых, для красоты. А на чердаке,
образованном двускатной крышей, устраивали дополнительные помещения – светелки.
Есть в музее под Костромой и такая изба…
Или вот еще – солидный дом зажиточного, «крепкого»
крестьянина из числа тех, кого потом советская власть назвала кулаками и
выкорчевала напрочь. Дом стоит на высоком под-клете, крыльцо висячее, на
консолях из толстых бревен. Фасад украшен традиционными тремя оконцами, с
противоположной от крыльца стороны к дому пристроен (точнее, прирублен)
двухэтажный двор.
Дальнейшая эволюция деревянного домостроения привела к
появлению пятистенок и шестистенок, в которых расширились жилые (горницы и
светелки) и вспомогательные (боковушки, кладовки) помещения, увеличились дворы…
--------------------------------------------------------------------------------
В старину деревянным строительством занимались специальные артели плотников, которыми руководили опытные, талантливые мастера, чьи имена зачастую вырезались на возведенных строениях. Главный плотницкий инструмент – топор – превращался в руках этих умельцев в резец скульптора.
--------------------------------------------------------------------------------
До посещения музея близ Ипатьевского монастыря я тысячу раз
видел безгвоздевую крышу, но только здесь разглядел, насколько уникально это
сооружение. Крыша делалась в слегах, врубленных в бревенчатые фронтоны. В слеги
врубались крючкообразные жерди, называемые «курицами», нижние концы которых
обрабатывались в виде своеобразных фигур. На их загнутые концы укладывались
специальные брусья прямоугольного или желобообразного сечения, называемые в
первом случае потоками, во втором – водотечниками, ставшими прообразами
нынешней системы водоотведения. Края потоков и водотечников украшались резьбой.
В пазы заводились нижние концы кровельных досок, которые на коньке закреплялись
мощным корытообразным бревном, именовавшимся «охлупень» или «шелом». Его конец,
выходящий на фасад, также украшали резной фигурой – либо какой-нибудь
геометрической, либо в виде головы птицы или животного. Торцы слег, выходящих
на фасад, также украшались причелинами. Кровельным покрытием служили тесницы. В
старину, глядя на такую крышу, не только защищавшую, но и красившую дом,
говорили: «Зело красиво и перед людьми не срамно». Сейчас бы сказали:
«Комфортно, эргономично, эстетично».
Об «инкубаторских» домах и возрожденных традициях
Однако при всем своем разнообразии русские деревянные дома
можно условно подразделить на несколько типов: дома с двускатной связью,
перекрытые единой двускатной или – реже – двумя разделенными крышами
(по-народному – «кошель»), дома с однорядной связью, где жилье, сени и двор
одной ширины, примыкая друг к другу, образовывали сильно вытянутый
прямоугольник (он назывался «брус»), дома с усложненной конфигурацией объема, в
которых жилая и дворовая части образуют Г- или Т-образную форму и перекрыты
разноскатными крышами. А вот индивидуальные черты каждому дому, будь то
крестьянская изба или богатые хоромы, придавали декоративные элементы. Приемы
художественной обработки дерева передавались из поколения в поколение,
постоянно совершенствовались, усложнялись. Каждый уважающий себя плотник считал
за правило работать над своим стилем декоративного украшения дома, не считаясь
ни с силами, ни со временем. И это тоже куда-то ушло, растворилось в планах
партии и народа по унифицированному строительству на селе и в деревне… До
смешного доходило! На моей памяти в Усть-Ишимский районный центр для
строительства «образцово-показательной» улицы завезли оптом наличники,
обработанные на станках мебельной фабрики по одному лекалу. Так эти наличники с
одинаковым простеньким орнаментом прилепили на всей улице. Дома потом
«инкубаторскими» называть стали – так они сделались похожи друг на друга.
Но тысячу раз прав был академик Янин, когда, нежно
поглаживая бесценный, с его точки зрения, кусок древнего наличника, говорил,
что пройдет время, и люди вернутся к истокам. Постигнут тайну дерева и поймут,
чем сей благородный живой материал так пленил предков.
--------------------------------------------------------------------------------
Индивидуальные черты деревянным домам придавали декоративные элементы, в части создания которых плотники уподоблялись скульпторам и живописцам. Резные украшения располагались в строго отведенных для них местах на фасаде и подразделялись на конструктивно-декоративные (кронштейны, потоки, шеломы, бруски-связи), декоративные (причелины, полотенца, наличники окон, балконы) и функционально-декоративные (крыльца, ворота, галереи).
--------------------------------------------------------------------------------
В последние годы, вернувшись на Северо-Запад, с радостью
наблюдаю, как сбывается пророчество знаменитого ученого. Проезжаешь через то же
самое Парголово, скользя взглядом по рядам обезличенных цветной тесовой
обшивкой домов, и вдруг… Мелькнет на каком-нибудь фасаде резная доска на торце
ската кровли – та самая до боли знакомая причелина. То ли хозяин, перестраивая
доставшийся по наследству рубленый дом, просто пожалел, не выбросил уже не
нужную для шиферной крыши доску, то ли оставил ее в память о предках – не суть
важно. Важно то, что дом сохранил индивидуальность, которую, помимо древней
причелины, подчеркивают искусственно состаренные наличники и вычурная вязь на
воротах…
И в загородном домостроении Всеволожского, Выборгского,
Царскосельского районов то же самое. Да, встречается стандарт – рубленые «инкубаторские»
дома, которые совершенно теряются на фоне каменных строений, растворяются в
общей застройке. Увы, наверное, мы не скоро окончательно расстанемся со
стремлением строить быстро, недорого, «под одну гребенку». Но последнее время
довольно часто (это не может не радовать) попадаются не дома, а игрушки,
которые тут же воскрешают в памяти шедевры деревянного зодчества из музея, что
возле Ипатьевского монастыря.
Отлично «вписанные» в ландшафт, они порождают чувства
радости и восторга: умеют, умеют еще строить на Руси! И пусть при создании
кровли явно использованы современные технологии, да и бревна обработаны на
станках с компьютерным управлением – это не важно. Время не остановишь, нельзя
же зацикливаться на долоте, стамеске и рубанке! Главное – что это новое
органично уживается с традициями минувших веков, подчеркивая и даже
совершенствуя достоинства деревянного зодчества, отнюдь не разрушая саму
«корневую» идею жить в удобном, теплом, комфортном и красивом доме. В таких
домах – и скрытая в бревнах проводка с противопожарной изоляцией, чего не
ведали кудесники-плотники, и водопровод, и автономная канализация, и «умное»
отопление, и Интернет.
Но бежит по фасаду затейливая вязь резьбы, выведенная умелой
рукой художника, к месту и по делу установлены узорные кованые козырьки и
решетки, скамьи и светильники, над которыми потрудился возле жаркой наковальни
кузнец. Да и архитектор, судя по всему, не пропускал в свое время лекции по
истории русского деревянного зодчества – вложил в проект душу и сердце!
И вот он, деревянный дом-мечта, глядя на такой, новгородский
боярин, важно оглаживая бороду, изрек бы: «Зело красиво и перед людьми не
срамно».
Комментариев нет:
Отправить комментарий